Главная Вступить Реестр Представительства Страхование Контакты  
 
ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос: Необходимо ли генеральному подрядчику свидетельство о допуске к видам работ, которые выполняются его субподрядчиками?

Вопрос: В каком случае необходимо получать свидетельство о допуске к виду работ «Организация строительства»?

Вопрос: О порядке признания для целей исчисления налога на прибыль расходов в виде взносов в СРО?

Вопрос: Каким требованиям необходимо соответствовать, чтобы получить допуск к работам, проводимым на особо опасных, технически сложных объектах капитального строительства, а также на объектах использования атомной энергии? 

Вопрос: Нужно ли вступать в СРО, если организация занимается установкой приборов учета в Жилищном фонде?

Вопрос: Кто должен проводить строительный контроль?

Вопрос: Имеет ли свидетельство о допуске территориальную сферу действия?

Вопрос: Должна ли СРО выписывать для уплаты вступительных и членских взносов счета и счета-фактуры?

Вопрос: Часто задаваемые вопросы по новому перечню?

Вопрос: Часто задаваемые вопросы при вступлении?

Вопрос: Часто задаваемые вопросы по генподряду?

< Все вопросы > 

 

Журнал "Строитель" опубликовал интервью генерального директора НП "ЕМСО" Сергея Богданова о целях и перспективах программы "МиР"

ПО ДАННЫМ ФОНДА СОДЕЙСТВИЮ И РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖКХ, СЕГОДНЯ В СТРАНЕ ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАНЫ АВАРИЙНЫМИ ОКОЛО 16 МЛН М2 ЖИЛЬЯ. ГОСУДАРСТВО НЕ УСПЕВАЕТ ПЕРЕСЕЛЯТЬ ЛЮДЕЙ – СЛИШКОМ ВЫСОКИ ОБЪЕМЫ И ТЕМПЫ ИЗНОСА. РЕШЕНИЮ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ НОВАЯ ПРОГРАММА «МОДЕРНИЗАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИЛОГО ФОНДА В РФ» (МИР).

– До сих пор борьба с ветхим и аварийным жильем в России являлась именно прерогативой государства, поскольку для частных застройщиков дело это затратное и малоприбыльное. С чем связано, что на этот раз инициативу выдвигает профессиональное сообщество?

Игорь Бибилов: На одном из недавних совещаний премьер-министр РФ Владимир Путин призвал всех заинтересованных лиц подумать, как можно решать проблему ветхого и аварийного жилья в стране после расформирования Фонда. Кроме того, в России активно идет процесс саморегулирования в строительной сфере, и не секрет, что строительные компании возлагают на свои СРО надежды, связанные, в том числе, и с расширением фронта работ, получением заказов. Напрямую СРО, конечно, не имеют права влиять на исход тендеров, но предлагать различные проекты, выгодные и государству, и обществу, и самим строителям – это, на мой взгляд, их святая обязанность. Причем такие проекты, где могут быть задействованы не только крупные, но средние и малые строительные фирмы, которым в кризис и посткризисное время приходится особенно тяжело. В связи с этим наша Ассоциация, объединяющая представителей бизнеса большинства субъектов Российской Федерации, инициировала процесс «перезагрузки» старой «больной» темы – модернизации ветхого жилого фонда. В частности, мы стремимся вовлечь в процесс как можно большее число СРО и строительных компаний.
Мы работаем поэтапно, то есть, прежде, чем вывести этот проект на государственный уровень, активно предлагаем его регионам. Частичная санация и модернизация жилых домов уже проведена в некоторых городах Подмосковья, в Сургуте, Сыктывкаре, Нальчике, Кировске, Калуге. С каждым днем заинтересованных в этом проекте становится все больше.

Сергей Богданов: Программы, подобные «МиР», работают довольно давно практически во всех европейских странах. Что касается России, то количество домов, где можно провести реконструкцию без отселения жильцов, составляет сотни тысяч. В основном, эти здания построены в 50-х – 70-х гг. прошлого века. Их снос и возведение нового жилья требуют колоссальных вложений, которые государство вряд ли сможет обеспечить в ближайшие годы. Понимая социальную значимость программы «МиР», НП «ЕМСО», объединяющее более 450 компаний по всей стране от Хабаровска до Калининграда, заключило с Ассоциацией соглашение о сотрудничестве.

– В чем состоит принципиальное новшество схемы модернизации, предлагаемой программой «МиР», по сравнению с действовавшими ранее схемами?

Игорь Бибилов: Начнем с того, что проектов по масштабной модернизации в нашей стране до сих пор не было – она носила весьма и весьма точечный характер. В больших городах, где есть деньги, всегда проще снести дом или несколько и построить на их месте новый квартал. Так чаще всего и поступали, особенно до кризиса. Крупным строительным компаниям, имеющим доступ к финансированию и производственную базу, не интересно возиться с «мелочевкой», убеждать жителей в необходимости ремонта и реконструкции без отселения. В регионах ситуация обратная: ветхого жилья много, за дело берутся небольшие компании без административной поддержки и достаточного финансирования, уговаривают жильцов и, промучившись с одним-двумя домами, переключаются на другие проекты.
Мы же ведем речь о запуске всероссийской программы с типовыми решениями модернизации и реконструкции (которых, кстати, в настоящее время нет даже в Фонде ЖКХ). Мы планируем заключать с регионами соглашения о сотрудничестве в рамках данной программы и создавать управляющие компании, например «МиР Воронеж», «МиР Калуга», «МиР Смоленск» и т. д. Эти компании будут отвечать за взаимодействие с властями региона, популяризацию программы среди населения, вовлечение в проект местных строительных компаний и координацию работ.

Сергей Богданов: Наша деятельность не предполагает полного снесения ветхого жилого фонда и переселения жителей – для этого в стране сегодня нет ни необходимых мощностей, ни необходимого количества маневренного фонда. Наша задача – реконструкция без отселения жителей, с достраиванием новых площадей.Первоначальный вопрос – это, конечно, заинтересованность региональной администрации в увеличении строящихся площадей, снятия социальной напряженности среди жителей. Нужна поддержка и в вопросах присоединения, и в вопросах согласования, и при общении с жильцами. Совместно с администрацией определяется перечень домов, которые по техническому состоянию могут подвергнуться модернизации. После этого – конкретная работа с их жильцами, проведение собраний, разъяснение преимуществ нашей программы.
     Снижать себестоимость санации и реконструкции планируется за счет централизации ресурсов – чем больше домов будет включено в процесс модернизации, чем больше участников войдут в программу, тем меньше будет себестоимость строительства. В рамках программы мы обеспечим строителей полным пакетом документов, типовыми проектами, относительно дешевыми (за счет оптовых закупок) и современными стройматериалами, сэкономим их время, силы и нервы для выполнения основной задачи – качественного строительства. А к нему – подчеркиваю – требования планируется предъявлять серьезные: представители Ассоциации будет налаживать постановку системы управления качеством производимых работ, вести авторский надзор, а также осуществлять «приемку» объектов. После «обкатки» нескольких таких проектов предполагается разработать общероссийские стандарты и техусловия, которые впоследствии станут обязательными для всех участников программы «МиР».

- Как будет осуществляться финансирование данной программы?

Игорь Бибилов: В настоящее время модернизация и реконструкция ветхого жилья в России осуществляются только из средств бюджета муниципальных образований и федеральных фондов. По замыслу авторов программы «МиР», все затраты, связанные с модернизацией жилого дома, включаются в стоимость нового жилого фонда, получаемого в результате параллельно проводимой реконструкции здания. Работы проводятся без финансовых вложений собственников жилья. Этот проект рассчитан на привлечение инвесторов – предприятий участвующих в программе. Мы планируем создавать возобновляемые фонды финансирования, заниматься организацией ассоциативных структур в субъектах Федерации на уровне профессиональных объединений и рабочих исполнительных органов, которые бы обеспечивали непосредственно внедрение и контроль выполнения Программы, как это было в реализации пилотных проектов.

Сергей Богданов: Затраты всего цикла модернизации можно разделить следующим образом:
– 10% – изыскательские работы, обследование, проектирование, согласование;
– 60% – стоимость строительных материалов и изделий;
– 30 % – строительные услуги.
Данные соотношения являются средними. Все зависит от составляющих проекта: выполнение ТУ, объем капитального ремонта жилого здания, регион, где проводится модернизация. Все организации подключаются к модернизации своими возможностями, а после реализации реконструкции делят прибыль, появившуюся за счет дополнительных площадей, в зависимости от вложенных средств в эквиваленте. В результате реконструкции площадь жилого фонда увеличивается в 1,5 – 3 раза, в зависимости от результатов обследования здания и от того, какой проект (технология) берется за основу. Цена при реализации – среднерыночная.

– Предполагается в каких-то объемах государственная поддержка?

Игорь Бибилов: Полная модернизация возможна только там, где себестоимость реконструкции ниже стоимости жилья, определенной методикой Минрегиона для конкретного субъекта РФ. Там, где соотношение обратное, мы рассчитываем на поддержку государства в возмещении частичных затрат, направленных на капитальный ремонт дома (30-35 % стоимости всей проводимой модернизации).  Также мы рассчитываем на помощь государства в выдаче госгарантий для привлечения банковского финансирования. Это позволит в кратчайшие сроки внедрить нашу программу на территории всей страны. Постановлением Правительства РФ ежегодно выделяются до 10 млрд руб. на госгарантии для проведения работ в рамках государственно-частного партнерства в области энергоэффективности и энергосбережения. Работа, которую мы сейчас проводим, показывает большую заинтересованность финансовых институтов в участии в программе «МиР». По нашему твердому убеждению, этот механизм взаимоотношений власти, бизнеса и населения будет работать, так как в нем не должно быть проигравших.

– Что входит в понятия «модернизация и реконструкция» с технологической точки зрения?

Сергей Богданов: Современные технические возможности и существующие проектные решения позволяют модернизировать любое жилое здание в пределах действующего технического регламента. На первом этапе нашей работы мы планируем проводить реконструкцию двух- и трехэтажных домов с увеличением этажности до пяти этажей. Это связано с тем, что по сантехническим нормам дома до пяти этажей можно строить без лифтов.
В целом же в модернизации и реконструкции в рамках программы «МиР» предполагается использовать следующие архитектурные решения и технологии:
- на основе выносных металлоконструкций;
- на основе ЛСТК, холоднотянутых тонкостенных металлопрофилей;
- на основе клееного бруса;
- на основе термоструктурных панелей;
- на основе железобетонных конструкций.
Это, подчеркиваю, на первом, небольшом по продолжительности этапе, так как мы считаем, что в современных условиях лифты должны быть даже на пятиэтажных зданиях. Сейчас мы занимаемся проработкой проектов с подстройкой лифтов и в таких зданиях, и с этажностью повыше. И приглашаем к сотрудничеству проектные институты, организации, производителей современных строительных материалов. В остальном модернизация дома подразумевает утепление фасада, замену крыши. А за счет выносных конструкций, на которые будут опираться вновь возводимые этажи, каждый жилец получит большую утепленную лоджию площадью от 10 до 16 м2. Также реконструкция предполагает замену оконных, дверных проемов, установку счетчиков воды, газа, тепла, энергопотребления. Планируется применять новые технологии, которые позволят снизить тепло- и энергопотребление и, естественно, автоматически снизят с жильцов нагрузку по оплате коммунальных услуг (имеется в виду применение тепловых насосов, солнечных батарей, современных приборов распределения и учета тепла).

– Насколько востребованными и, соответственно, рентабельными для застройщика, окажутся дополнительные площади в реконструируемых домах по сравнению с новым строительством?

Сергей Богданов: Об этом не стоит беспокоиться. Не стоит забывать, что дома, подлежащие модернизации, находятся, как правило, в центральной части городов и поселков с уже сложившейся социальной инфраструктурой – магазинами, детскими садами, школами и т. д. Поэтому мы уверены в том, что дополнительные площади, которые будут построены, будут более востребованными, чем жилая площадь на окраине. К тому же гибкие проектные решения реконструкции домов позволят застройщику планировать жилую площадь согласно потребностям данного региона. Иными словами, при необходимости мы можем спланировать площадь квартир исходя из потребностей будущих жильцов или организаций, которые приобретут эти квартиры.

Игорь Бибилов: Если проводить аналогию с новым строительством, то, во-первых, стоит упомянуть, что реконструкция занимает всего 8-9 месяцев, против 2-4 лет в случае строительства нового дома. Во-вторых, все материалы и технологии, применяемые в рамках программы «МиР», – отечественные. В-третьих, в зависимости от схем строительства и внедрения программа позволяет на выходе получать любые варианты жилья – от эконом-класса до элитного (последний – за счет револьверного выхода жилья и переселения жильцов). В-четвертых, при реконструкции не требуется нового отвода земли. Прирост дополнительной общей площади жилья обходится в 1,5 раза дешевле, чем строительство на новой территории, на 25-40 % снижаются расходы материальных ресурсов и на создание инженерной инфраструктуры.

– Какие количественные показатели заложены в программу? В частности, каков может быть годовой потенциальный объем реконструируемого таким образом жилого фонда по России в целом, а также в Москве и Московской области?

Игорь Бибилов: Количество жилых домов, в которых необходимо срочно провести капитальный ремонт, в целом по России составляет порядка 100 тыс. Годовой потенциальный объем равен 10 тыс. объектов, из них по Москве и Московской области – 200 единиц. С этих цифр мы планируем начать.

– Какие положения программы видятся наиболее трудными для реализации?

Игорь Бибилов: На мой взгляд, юридическая часть. Необходимо законодательно обеспечить механизм проведения капитального ремонта жилого дома; проработать вопрос оформления собственности образуемого нового жилого фонда; возможность проведения капитального ремонта вне зависимости от желания отдельных граждан (используя опыт наших соседей – стран ЕС), не осознающих необходимости проведения модернизации; финансовые отношения между предприятиями-застройщиками, управляющей компанией, ТСЖ и органами муниципальных образований в части долевого участия в реализации модернизации. Еще один сложный вопрос – отсутствие документов на ветхие и аварийные дома из-за долгого срока их эксплуатации.

- С какими госорганами и общественными объединениями ведется сотрудничество в рамках данной программы?

Игорь Бибилов: Программа «МиР» получила поддержку профессионального сообщества в лице Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Национального объединения саморегулируемых организаций в области энергетического обследований (НОЭ), Торгово-Промышленной палаты РФ (Комитет по предпринимательству в сфере ЖКХ). Проведены переговоры с Фондом по содействию и реформированию ЖКХ, Национальным Агентством малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами". Также мы рассчитываем на поддержку Минрегиона.
 
Скачать материал в PDF-формате

 


Последние новости

Архив новостей